Попытка создания Горной Кыргызской области.

Кыргызы, входившие в состав Туркестанской АССР, были распределены по Жети-Сууйской, Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областям и не имели своего пра­вительства. В этих областях кыргызы представляли меньшинство населения, и вследствие этого их интересам не всегда уделялось должное внимание. В связи с этим в 1921 г. на совещании в г. Алма-Ате был поднят вопрос о создании в составе Туркестанской АССР Горной Кыргызской Республики. Однако вопрос не был решен, т.к. пред­полагалось Жети-Сууйскую и Сырдарьинскую области передать Казахской АССР. Такое решение осложнило бы политическое по­ложение кыргызского народа. Если раньше кыргызы входили в состав одной автономии, то теперь народу предстояло делиться на две республики. Несогласная с таким положением дел активная кыргызская интеллигенция в лице Ю. Абдрахманова, И. Арабаева, А. Сыдыкова в марте 1922 г. повторно выдвинула предложение о выделении уездов с кыргызским населением в Горную Кыргыз­скую область. 25 марта 1922 г. секретариат ЦК Компартии Туркестана при­нял решение об образовании в составе Туркестанской Республики Горной Кыргызской области. И 26 марта малый Президиум Турк-ЦИКа утвердил постановление о создании Горной Кара-Кыргыз­ской области в составе Пишпекского, Каракульского, Нарынского и горных районов Аулие-Атинского уездов с административным центром в кишлаке Кочкор. Иначе говоря, в эту область вошла только северная часть Кыргызстана, а вопрос о судьбе кыргызов Южного Кыргызстана временно остался открытым. Тем не менее приобретенный статус представлял кыргызскому народу реальную возможность объединиться на определенной территории и строить свою национальную автономную гос-венность. Однако уже в самом начале создания Горной Кыргызской обла­сти этот вопрос стал ареной разногласий между различными груп­пировками националистического и родоплеменного толка. Одна из них во главе с А. Сыдыковым активно выступала за Горную Кыргызскую область. Другая - во главе с Р. Кудайкуловым - не хотела этого. Р. Кудайкулова поддерживали руководители казах­ской национальности в Ташкенте и Алма-Ате. 4 июня 1922 г. Жети-Сууйской обком партии созвал в Пишпеке организационный съезд с участием 425 делегатов. Но еще до начала своей работы съезд по прямому указанию Сталина был рас­пущен. Центральный Комитет РКП (б) в декабре 1922 г. все ранее принятые документы о создании Горной Кыргызской области объ­явил незаконными, а инициаторов созыва съезда обвинил в буржу­азном национализме и контрреволюционной деятельности. Таким образом, первые попытки кыргызского народа образовать свое ре­гиональное гос-венное объединение не были претворены в жизнь.



44. Национально-гос-ное размежевание в Средней Азии и образование Кара-Кыргызской автономной области.

С ликвидацией контрреволюционных сил, особенно басмаческого движения, в Средней Азии создались условия для раз­межевания проживающих там народов на национальные гос-ва. Для установления границ будущих республик при правитель­стве Туркестанской АССР были широко задействованы узбекский, туркменский и кыргызский отделы, которые выполнили большую работу по уточнению этнографического состава населения, определению экономических и географических особенностей региона. В работе областных и уездных комитетов по делам национальностей участвовали представители всех основных проживающих там на­родов. Первый Всероссийский съезд Советов 30 декабря 1922 г. объявил о создании Союза Советских Социалистических Респуб­лик (СССР) в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Это послу­жило правовой основой для утверждения новой формы сосущество­вания и сотрудничества национальных республик. 31 января 1924 г. на II съезде Советов была принята и утверж­дена первая Конституция СССР. Образование единого союзного гос-ва на принципах федерации ускорило процесс формирова­ния национальных гос-венных объединений. Кыргызские делегаты, участвовавшие в составе делегации Тур­кестанской АССР в работе II съезда Советов, обратились с просьбой к правительству СССР придать Кыргызстану статус отдельной ав­тономной единицы. Однако вопрос образования кыргызской авто­номии мог решиться только наряду с предоставлением такого же статуса узбекам, туркменам и таджикам, проживавшим на терри­ториях Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик. К сентябрю 1924 г. работы по определению состава населения и границ, вновь образуемых республик в основном завершились. Было установлено, что кыргызы в количестве 860 тыс. человек расселе­ны на территориях Ферганской, Сырдарьинской, Жети-Сууйской областей Туркестанской АССР и в Самаркандской области. Кроме того, около 210 тыс. кыргызов проживало в Памирском, Бухар­ском, Западно-Китайском регионах. 14 октября 1924 г. Всероссийский ЦИК РСФСР в соответствии с волеизъявлением населения Туркестанской АССР, Бухарской и Хивинской республик принял постановление о размежевании на­родов Средней Азии на национальные гос-ва. Таким образом, раздробленные до революции территории, населенные кыргызами, узбеками, таджиками, туркменами, казахами и каракалпаками, были заново объединены по этническому принципу. В результате добровольного перераспределения границ были об­разованы Туркменская ССР, Узбекская ССР, Таджикская авто­номная область, Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР, Каракалпакская автономная область в составе Казах­ской АССР. В ходе определения границ вновь образованных рес­публик и автономных областей между ними были распределены капитальные объекты - фабрики, заводы и другие земельные, вод­ные, сельскохозяйственные ресурсы, ранее подведомственные Тур­кестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республикам. С приобретением гос-венности народы Средней Азии получили право в какой-то мере самостоятельно решать свои судьбы. В Кара-Кыргызскую автономную область из бывшей Туркес­танской АССР вошли: по Жети-Сууйской области - почти полно­стью Пржевальский, Нарынский, Пишпекский уезды, 10 волостей Наманганского уезда, 2 волости Кокандского уезда Ферганской области, 14 волостей Аулие-Атинского уезда (Таласский участок) Сыр-Даръинской области.



По сведениям областного статистического бюро, население Кара-Кыргызской АО составляло 828,3 тыс. человек. Из них 63,5 % составляли кыргызы, 15,4 % — узбеки, 16,8 % - русские. Другие национальности составляли 4,3%. Территория области занимала приблизительно 200 тыс. квадратных километров, в ней имелось 6 городов, 321 айыл и 5 хуторов. Таким образом, разрозненный на протяжении веков кыргызский народ, хотя и в форме автономии, все же объединился в целостное гос-во. Это стало важней­шим событием современной истории кыргызского народа. После образования Кара-Кыргызской автономной области в Кыргызстане начали создаваться партийные организации и органы советской власти. 18 октября 1924 г. Политбюро ЦК РКП утвердило Временное партийное бюро и состав революционного ко­митета Кара-Кыргызской автономной области. Первым секретарем Кыргызского обкома РКП (б) был назначен Михаил Каменский,
вторым секретарем Юсуп Абдрахманов. Председателем ревкома об­ласти стал Иманалы Айдарбеков. Образованная при ревкоме области комиссия (позже — Гос-венная плановая комиссия), ведавшая географическими, хозяй­ственно-экономическими и финансовыми вопросами, начала рабо­ту по уточнению географических и статистических данных облас­ти, ее национального состава, посевных площадей, количества скота, лесных и других ресурсов.

Из-за отсутствия соответствующего административного центра областной ревком первоначально находился в Ташкенте. Дефицит подготовленных местных управленческих кадров, малое количе­ство хозяйственников в первые годы национальной гос-вен­ности порождали большие трудности. Только в декабре 1924 г. правительство было переведено в Пишпек. С этого времени Пишпек является столицей Кыргызстана. Для эффективного управления Кыргызстаном областной ревком образовал Пишпекский, Каракол-Нарынский, Ошский и Джалал-Абадский округа. При областном ревкоме работала специальная комиссия по разработке штатного состава гос-венных и хозяйственных органов. 22 декабря областной ­ревком назначил Турдалы Токтобаева представителем Кыргызской автономной области во Всероссийском ЦИК в Москве. Это предста­вительство было призвано защищать интересы Кара-Кыргызской области при решении политических, хозяйственных и др. вопросов в центральных учреждениях СССР и РСФСР. 15 января 1925 г. на заседании обл.ревкома была принята Дек­ларация об образовании Кара-Кыргызской автономной области и торжественно провозглашена гос-венность Кыргызстана. День провозглашения Декларации - 16 января - отмечался как праздник. На следующем этапе создания гос-венного аппарата необ­ходимо было провести выборы и учредительный съезд Советов, ре­шить ряд экономических и социальных вопросов. Выборы в мест­ные Советы были успешно проведены. 27 марта 1925 г. в Пишпеке начал свою работу учредительный съезд автономной области. В работе съезда приняли участие 135 делегатов, в составе которых было 18 рабочих, 25 дехкан, 8 служащих, 8 учащихся и др. На съезде присутствовали представители всех проживающих в Кыргызстане национальностей: кыргызов- 81, русских- 29, узбеков - 8, украинцев - 3, других народов - 14. Учредительный съезд избрал исполнительный орган кыргызской автономии - областной исполнительный комитет Советов в количестве 51 человека. 31 марта 1925 г. на первом пленуме областного исполнительного комитета был избран постоянно действующий Президиум облис­полкома в составе 11 человек. Его председателем стал бывший батрак, затем рабочий, активный борец за советскую власть Абды­кадыр Орозбеков. Учредительный съезд Советов стал знаменательной вехой на пути формирования и утверждения гос-венности кыргызского на­рода. Обретенная гос-венность объединила территорию, экономику и культуру кыргызов, создала предпосылки к последу­ющему национальному возрождению. Уничтоженная под ударами монголов в 1207 г., гос-венность кыргызского народа через семь столетий была восстановлена. Это событие породило в народе большие надежды на будущее и вдохновило на строительство но­вой жизни.

Создание Кыргызской АССР.

Еще на учредительном съезде, провозгласившем Кара-Кыргызскую автономную область (март 1925 г.), кыргызские делегаты обратились к союз­ному правительству с ходатайством о переименова­нии Кара-Кыргызской автономной области в Кыргызскую авто­номную область. Постановлением Всероссийского ЦИК от 25 мая 1925 г. область получила наименование Кыргызская автономная область. На этом же учредительном съезде часть делегатов выдвинула предложение о переформировании автономной области в Кыргыз­скую автономную республику. 1 февраля 1926 г.Всероссийский ЦИК, учитывая достаточ­ность территории Кыргызской автономной области, сопредельность ее с иностранными гос-вами, наличие собственной экономи­ки, развитые язык и культуру, принял постановление о преобразо­вании Кыргызской автономной области в Кыргызскую авто­номную Советскую Социалистическую Республику. Таким обра­зом, Кыргызстан вступил на новый этап развития своей гос-венности в составе РСФСР. Это событие было узаконено на про­ходившем 7-12 марта (1927 г.) I съезде Советов Кыргызской АССР. В соответствующей декларации было определено право кыргызско­го народа на самоопределение, утверждены основные принципы взаи­мосогласия проживающих в Кыргызстане народов. Кроме того, в декларации были намечены основные направления деятельности правительства Кыргызстана по подъему сельского хозяйства, про­мышленности, политического и культурного уровня республики.

Первый съезд Советов республики объявил первоочередной за­дачей органов власти проведение в южном регионе водно-земель­ной реформы. Это обусловливалось тем, что в южных районах без­земельные и малоземельные дехкане составляли 60 % населения, а подавляющая часть земель находилась в руках крупных земле­владельцев. Было принято важное решение о всеобщем обязательном образовании и о переходе с арабского алфавита на латинскую графику. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет Кыргызской АССР, который стал законодательным и контролиру­ющим органом. Образование Кыргызской АССР было с воодушевлением воспри­нято по всей республике и в сопредельных гос-вах. Прибыв­шие из центра партийные и советские представители выступали перед делегатами с поздравлениями, со всех концов СССР прибы­вали приветственные телеграммы. 12 марта 1927 г. был избран Президиум ЦИКа Кыргызской АССР в количестве 17 человек. Председателем Президиума стал Абдыкадыр Орозбеков. На сессии было образовано правительство Кыргызстана - Совет Народных Комиссаров, председателем кото­рого стал Юсуп Абдрахманов. В Совет Народных Комиссаров вхо­дили комиссариаты по вопросам земли, финансов, просвещения, труда и рабоче-крестьянская инспекция. Были также созданы гос-венные политическое и статистическое управления. Высшим органом гос-венной власти Кыргызской АССР и символом суверенности Кыргызского народа стал Всекыргызский съезд Советов. Он избирал Центральный Исполнительный Коми­тет и заслушивал его отчет. Перед высшим органом было подот­четно и правительство республики. Кроме того, впредь съезд избирал представителей в Совет Наци­ональностей ЦИК СССР и делегатов на Всероссийские съезды Со­ветов. В соответствии с Конституций РСФСР Всекыргызский съезд Советов выполнял законотворческие функции, ему было предос­тавлено право разработки и утверждения Конституции Кыргыз­ской АССР. Избираемый съездом ЦИК каждые три месяца созывал свои сессии, а постоянно действующий Президиум ЦИК издавал декреты и постановления. ЦИК назначал состав Совета Народных Комиссаров, определял направление его деятельности и разрабатывал планы развития на­родного хозяйства. СНК Кыргызстана как исполнительная власть регулировал деятельность центральных и местных органов власти. На местах советскую власть проводили районные и волостные съезды и их комитеты, а также городские, айыльные и сельские Советы, Первый съезд Советов вошел в историю кыргызского народа как важное политическое и гос-венное событие. На нем была про­возглашена Кыргызская Автономная Республика, подведен итог достижений кыргызского народа за десять лет советской власти, определены задачи на будущее. С образованием Кыргызской АССР нача­лась большая деятельность по разработке Конституции республики. После очередных выборов в местные Советы 25-30 апреля 1929 г. был созван II съезд Советов Кыргызской АССР. 220 его делегатов заслушали отчет правительства и после широкого обсуждения приняли Кон­ституцию Кыргызской АССР. Она содержала 7 разделов, 16 глав, 97 статей. Конституцией было закреплено новое гос-венное и обще­ственное построение республики. Таким образом, Кыргызская АССР стала обладателем всех гос-венных и политических прав. В Кыргызстане было провозглашено равноправие всех народов и сво­бода выбора языка обучения. Гос-венными языками в Кыр­гызской АССР считались кыргызский и русский. Гос-вен­ным служащим вменялось в обязанность владение обоими языка­ми. В результате повысились статус и роль кыргызского языка, создались благоприятные условия для его развития.

В соответствии с Конституцией были уточнены права Всекыргызского съезда Советов. Съезду было делегировано право утверж­дать Конституцию и вносить в нее изменения, демаркировать (уточ­нять) границы республики, утверждать бюджет, проводить выборы в центральные и местные органы власти, выбирать делегатов на Союзные съезды Советов, рассматривать вопросы гос-венной важности и др. Всекыргызский съезд Советов являлся носителем высшей власти в республике. В период между съездами власть осу­ществляли ЦИК Кыргызской АССР и его Президиум. Гос-вен­ные органы власти в Кыргызстане подчинялись центральным орга­нам республики и согласно правилам федерации - высшим органам РСФСР и СССР. Конституцией были закреплены гос-венные символы - флаг и гербКыргызской АССР. Столицей респуб­лики определен г. Фрунзе.Итак, кыргызский народ обрел свою гос-венность в друж­ной семье народов СССР в форме автономии. С принятием первой Конституции были закреплены суть и устройство Кыргызского гос-ва. Определены права и обязанности проживающих в Кыр­гызстане граждан и органов гос-венной власти.


porogi-chuvstvitelnosti-vidi-porogov.html
porogovij-harakter-samoorganizacii-i-predstavlenie-o-teorii-katastrof.html
    PR.RU™