Попадает/ввязывается во ЧТО,..

Голливудский сценарий.

Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

Александр N

Из затемнения

Я родился в Петербурге, и много лет учился сценарному и режиссерскому

мастерству в Лос-Анджелесе. С детства я был покорен магией большого

голливудского кино. С друзьями мы смотрели по несколько фильмов в неделю и жарко обсуждали их по дороге из кинотеатра. Прямо как Мечтатели из культового фильма Бернардо Бертолуччи.

По прибытию в город Ангелов я обнаружил, что за каждой строчкой сценария, за каждым движением актера и дрожанием камеры стоит гораздо большая наука, чем я мог себе вообразить. И это не только жесткая структура, по которой развивается история, но и множество важных элементов, без которых фильм смотрится скучно, не интригует, не запоминается.Посмотрев на днях пару свежих российских фильмов я понял: у нас нет недостатка в талантливых писателях, они просто не обучены. Они пишут "интуитивно", нанизывая сцену за сценой "как пойдет", не изучив строжайшие законы ремесла.

Итог известен нам всем...

С 1994 по 2012 совокупные затраты российских картин составили $785 млн, а

совокупные сборы - $166 млн. Тогда как один только голливудский блокбастер "Аватар" принес своим создателям $2,782 млн при бюджете в $237 млн.

Единственный голливудский фильм превосходит прокат всего российского (не

советского) кино за всю его историю в 17 раз! Совершенно очевидно, что

сценаристы и режиссеры Лос-Анджелеса обладают какими-то знаниями, которые и

создают эту гигантскую разницу между полным провалом и рекордным успехом.

Так и есть, обладают! И эти бесценные знания вы держите сейчас в руках. Я собрал

самую современную информацию по сценарному мастерству, пропитанную

моментами, которые произведут революцию в ваших мозгах! На каждой странице

вы будете вскрикивать: "Это же так просто! Почему я раньше не знал об этом?!"

или "Я чувствовал это, просто не мог выразить словами! А потому не мог и

применить!"

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

Иногда меня спрашивают: "не боязно растить "конкурентов"? НЕТ! Я не только

хочу видеть на экране больше потрясающих, захватывающих, запоминающихся

историй, но и русские фамилии в титрах великих картин! В нашем кино полно

душевных людей, талантливых режиссеров, пылких страстями сценаристов! Это

главное!

Мы сразу уйдем от бесконечной бесполезной риторики вроде: "настоящий

сценарист слушает сердце", "секрет кроется в многократном переписывании",



"шутки должны быть смешными"! Вместо этого я в деталях разберу и объясню

сценарные ходы, которые РАБОТАЮТ! Я дам точные инструкции, на какой минуте,

что именно должно произойти, чтобы ваш зритель заплакал. Никаких "вокруг до

около" - все только по делу.

Ведь голливудский сценарий - это точно настроенная и сочно смазанная машина -

извлеките одну шестеренку и остальная часть механизма крутиться не будет.

Представьте себе часовщика, который вместо отчетливой схемы и точных расчетов

с хорошей долей планирования будет подставлять детали, подобранные на улице,

не сочетающиеся между собой, без понимания, чем движение механизма должно

увенчаться?

Но даже если вы имеете представление о структуре и принципах работы над

сценарием. В этой книге я приведу бесчисленное множество чрезвычайно важных

элементов, которые влияют на принятие фильма зрителем. Ответьте, почему

каждый персонаж пиксаровского (Pixar) или диснеевского (Disney) мультика

вызывает любовь на всю жизнь? А большинство героев российских фильмов (не

путать с советскими) либо забываются сразу, либо их хочется забыть как страшный

сон? Конечно, в Голливуде работают и над этой "влюбленностью", в Голливуде

есть наука на этот счет.

Короткий раздел "благодарностей" и мы готовы начинать. Великолепная и толстая

книга Джозефа Кемпбела (Joseph Campbell) "Тысячеликий герой" (Hero With a

Thousand Faces) не зря стоит в моей библиотеке. Роберт МакКи (Robert McKee),

который, к слову, неплохо обосновался в Москве с регулярными семинарами,

глубоко врезался мне в память своими буквально театральными постановками на

тему написания историй. Небезынтересная книга Вики Кинга (Viki King) "Как

написать фильм за 21 день" (How to Write a Movie in 21 Days) очень дисциплинирует

мозг и позволяет отбросить лишнее.

Но наибольшую ценность я почерпнул из книги Блейка Снайдера (Blake Snyder)



"Спасти кота!" (Save the Cat!) Именно его пыткий ум скомпоновал тонны

разрозненных знаний в строгие, понятные правила, многие из которых заставят вас

вскрикнуть от своей гениальности. На страницах этой книги я буду часто его

упоминать, бессовестно цитировать абзацами, а местами спорить и категорически

не соглашаться. Но его вклад в сценарное ремесло переоценить невозможно. К

чудовищному сожалению, Блейк в 2009-м году в возрасте 52-х лет оставил нас

одних. Этими строками я воздаю дань великому мастеру. Я горд, что уже после его

смерти мне повезло взаимосотрудничать с людьми из его ближайшего окружения.

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

Повторяя за своим личным кумиром - обаятельным толстым поваром по имени

Гюсто из восхитительного мультика "Рататуй", я утверждаю: написать сильный

запоминающийся сценарий может каждый! Каждый, кто посвятит себя науке,

изложенной в данной книге, каждый, кто наберется достаточно смелости для

этого. Если вы уже обладаете выдающимся писательским талантом, вам

достаточно будет перечитать ее пару раз, чтобы перейти на принципиально новый

уровень мастерства. Если же вы никогда не брали в руки пера, тогда берите его

смелее, в этой книге вы найдете все необходимое.

Кстати, если у вас возникнет жгучее желание поделиться новостями о собственных

сценарных достижениях, пишите мне прямо на почту: A@AlexanderN.ru - в обход

всех менеджеров, представителей и агентов. С удовольствием порадуюсь вместе с

вами! А еще, добавляйте во "френды" на Фейсбуке: facebook.com/AlexanderN.ru и

ВКонтакте: vk.com/AlexanderNru Я действительно искренне, по-честному жду

возможности пропустить по бокалу красного полусухого в русскоязычной

компании за пару часов до церемонии Оскар.

Название книги: "Голливудский сценарий. Как создать оскароносный сценарий и

продать его за $1,000,000". Я настаиваю, чтобы по ходу чтения вы определили

внятную, осязаемую цель и взялись за ее решение. Еще раз: нас ожидает минимум

пространной болтовни - все по делу: только то, что действительно РАБОТАЕТ!

Давайте прямиком и перейдем к тому, что работает!

Глава 1. О чем это?

И теперь мы заговорим о вещи настолько фундаментальной для современного

кино, что не понимая ее, вы и ваш фильм обречены. Эта простая концепция далась

мне не сразу, и если бы мое собственное обучение началось с нее, я бы сэкономил

несколько бесценных месяцев. Это настолько же важно, сколь понимание, что

здания строят с первого этажа - вверх, а не как-то иначе. И для того, чтобы

проникнуться этой концепцией мы попросим разъяснений у... вас.

Все верно, у вас! Итак, субботний вечер, вы с приятелем решили двинуться в кино.

"Чего там сейчас идет?" - спрашивает он и вы лезете в карман за своим айФоном.

Перед вами список фильмов, вы читаете вслух. В Доме Кино идет фильм "Офелия"

молодого пуэрториканского режиссера, а в Мираже - "Агент 007: сто первая

кровь". "Терпеть не могу тупой сериал про Бонда!" - восклицает ваш друг, -

"Особенно последний фильм про Гонконг!" Затем он делает паузу и добавляет:

"Поехали! Во сколько сеанс?"

Что произошло только что на ваших глазах?

И, действительно, выходя из театра вы оба будете плеваться и вспоминать родню

создателей фильма. Но в следующую субботу вы сделаете такой же выбор! И дело

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

не в том, что "хотелось посмотреть тупой фильм, расслабить мозг", мы сейчас не о

том, как вы пытаетесь оправдать свой выбор, мы о том, как вы его сделали.

Вы чрезвычайно неглупый человек, так почему же выбор пал на Бонда? Я даже

иначе спрошу: вы же, как человек чрезвычайного ума, понимаете, что выигрывает именно тот, кто завладевает выбором аудитории? И все же, как вы сделали

выбор?

Представьте себе, вы говорите приятельнице: "Вчера посмотрел новый фильм по

телику, называется "Джуно", обязательно посмотри!" Какой вопрос она вам

задает? Все верно!

- "О чем это?"

И не только ваша очаровательная знакомая задаст вам этот вопрос: приятель u1089 сиз

института, которого вы просите помочь со съемками, актриса школьного

драмкружка, которую вы видите в роли четвертого плана, продюсер, которого вы

поймали на выходе из студийной столовки - каждый из них задаст по одному

вопросу из списка ниже: "О чем это?", "о чем это?", "о чем это?"

И каждый день десятки тысяч начинающих и заслуженных сценаристов тащат в

продюсерские офисы свои лучшие истории, и каждый день получают десятки

тысяч копий одного и того же вопроса: "О ЧЕМ ЭТО?"

Голливуд кипит, продюсеры с головой в поисках новых сенсаций. Воздух в городе

Ангелов перегревается, но вернемся в вашу тихую новосибирскую комнату, где вы

с приятелем выбираете себе развлечение на вечер. Он задает вам точно тот же

вопрос, что и директор Варнер Брозерс Кристоферу Нолану, давайте произнесем

вслух: "О... ЧЕМ... ЭТО?" И если вы не смогли немедленно, буквально в течение

секунд ответить себе и приятелю на этот вопрос, кандидат в фильмы субботнего

вечера нарекается сочным ярлыком "Хрен знает" и больше никогда не будет

воспринят вами серьезно.

И не говорите потом, что "люди деградировали, что им жаль потратить минуту и

вчитаться в ваше короткое эссе на полторы странички, раскрывающее суть

задумки"! Вы с приятелем тоже не потратили и 20 секунд, немедленно остановив

выбор на фильме, о котором вы сразу можете дать быстрый и точный ответ "о-чем-

это?".

Теперь вы понимаете, почему 75% фильмов, выпускаемых сегодня большими

студиями - это сиквелы, приквелы, фильмы "по мотивам" и "на основе". Такие

называют "уже проданными", и вы можете сколько угодно плеваться от Человека-

паука, но произнеси я название новой серии, как вы в тот же момент точно знаете,

на что вы поставите свои 300 рэ. А готовы ли вы рискнуть этими деньгами, сделав

ставку на фильм, о котором вы ничего не знаете? Подумайте об этом! Аудитория

обладает такой же психологией! И тут она права!

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

И дело не в том, что кто-то где-то "тупой" или не хочет "чего-то понять". Все

массовые явления всегда объясняются истинными потребностями, а не

мифической "народной глупостью и ленью". Посудите сами: субботний вечер у вас

один, а конкуренция за ваше внимание разгорается нешуточная! Десяток фильмов

в кинотеатре неподалеку, спорт по телику, кофейня с друзьями и настольными

играми, театр и каток, сальса и ужин в ресторане.

И даже если выбор окончательно пал на кино, там, в кинотеатре,

многомиллиардные студии будут колесом ходить за ваши 300 рублей! Информации

стало так много, а времени так мало, что у вас, мой смелый писатель, будут лишь

мгновения, чтобы завладеть вниманием своего зрителя и с первого взгляда, с

первых строк дать четкий ответ на вопрос, который, я надеюсь, вам теперь будет

сниться... Давайте! Произнесите его вслух, хором, без моей помощи!

Глава 2. Логлайн

И вот вы до костного мозга прониклись концепцией из предыдущей главы и уже

готовы потратить свои одноразовые несколько секунд, чтобы взорвать мое

воображение убийственной презентацией! Но как это делается, черт возьми?! Есть

какие-то рекомендации? Конечно!

Представим себе лестницу, где давая крупицы информации мы постепенно

раскрываем суть нашей задумки. Встали на первую ступень, послушали, поняли,

если интересно, переходим на следующую. Понравилось - на следующую. И так до

момента, когда заинтригованный зритель протягивает кассиру 600 рублей - за себя

и свою подругу. Продажа фильма отдельному зрителю состоялась, вы добились

результата.

То же происходит с продюсером - вы презентуете крупицу информации, если он

кивает, то следующую, затем следующую, пока он не ломается: "Давай сценарий!"

Вы счастливый передвигаете пачку бессонных ночей на его сторону стола - он

выглядит заинтересованным, вы скрестили пальцы даже на ногах.

Вот эти ступеньки:

1. Название фильма,

2. Логлайн,

3. Постер,

4. Трейлер,

х. Синопсис. Но так как никто в наше время не читает двухстраничные синопсисы

при выборе фильма, даже рассматривать не будем. Эта ступень теоретическая.

Коротко остановлюсь на названии. Повторю то, что вы уже знаете или по меньшей

мере догадываетесь: название должно интриговать и давать понять, что мы будем

смотреть. "Восставшие из ада", "Блондинка в законе", "Звездные войны" -

отличные примеры названий. "Джерико", "Они", "Амели" - не лучшие.

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

Мой первый полнометражный фильм, который я снял на ручную камеру в компании

друзей называется "Ветер белых стен". Как вы считаете, это хорошее название?

Справедливости ради, фильм такой же пространный и непонятный, как и название,

так что, наверное, название все же отражает его размытую суть. Этот пример я привожу, чтобы показать: я учился на СВОИХ ошибках.

Мы не будем останавливаться на постере и трейлере. Постер сделает за вас

дизайнер, а ролик - трейлерный режиссер. Не делать трейлер самому, а отдавать его на производство в специальную компанию - это закон! Ибо вы сами будете акцентировать внимание на чем угодно, только не на том, что требуется. Есть специально обученные люди, у них своя наука, не надо нам с вами лезть не в свое дело - без нас они справятся лучше. Конечно, на начальном этапе безденежья, вы будете вынуждены все делать самостоятельно, даже трейлер. Но на будущее - закон - трейлер делает субподрядная фирма! Точка.

Но что за импортное слово стоит на второй ступени? Логлайн? Что это? Об этом мы и поговорим.

Логлайн(logline, log-line) - это предложение, редко два, которое наиболее

интригующим образом рассказывает затравку истории. И это именно то самое

предложение, которое вы выпаливаете каждому, кто задал вам сокровенные "О

чем это?" Логлайн - это лучший ответ, который вы способны дать на данный

вопрос!

О чем фильм "Гладиатор"?

- "После того, как нечистый на руку принц убивает всю семью римского генерала,

тот возвращается за отмщением в Рим закованный в кандалы гладиатора".

О чем фильм "Игры разума"?

- "История о нобелевском лауреате, борющимся с обнаруженной у него

шизофренией".

О чем фильм "Титаник"?

- "Молодой мужчина и девушка из разных социальных классов влюбляются на

борту идущего ко дну судна".

Улавливаете?

Хороший логлайн должен воспламенять в голове серии картинок и впечатлений,

которые зритель уже спешит посмотреть. Стоит мне только произнести:

"Недовольные пенсионерки из районного дома престарелых объединяются в отряд

дружинников, чтобы противостоять разгулявшейся преступности", как ваше

воображение уже рисует десятки уморительных сцен, где бабули с

ходунками гоняются за хулиганами. Или такая сцена: седые старушенции стоят в

ковбойских шляпах в одном конце улицы, а банда головорезов в другом, готовые

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

6

выхватить револьверы - напряженные лица, зубочистки в зубах - перекати-поле

проскальзывает между ними в замедленной съемке.

Кстати, логлайн выше я придумал для примера минуту назад. Если напишите на

него мастерский сценарий и продадите за полмиллиона, не забудьте угостить меня

ужином! Я люблю итальянскую кухню и отличную компанию!

Помимо интриги, логлайн должен дать продюсеру, да и нам представление об

аудитории и бюджете фильма. Если фильм о "влюбленной паре, которая

отправляется в Нью-Йорк на рождество". Мы понимаем, что это фильм

преимущественно для молодых людей, и если Нью-Йорк не будет разнесен

парочкой на кирпичи - фильм недорогой - минимум эффектов, максимум веселых

диалогов. А если фильм об "инопланетянах оторвавших кусок нашей планеты с

целью поселиться на нем", то это будут смотреть в основном мужчины, от 18 до 35,

и на костюмы инопланетян из папье-маше придется потратиться.

Всегда держите в голове: завоевание продюсера и зрителя - это одно и то же!

Сердце и в одном, и в другом бьется человеческое, одинаковое. И продюсер, и

зритель будут слушать вас по одной и той же схеме - скептически вначале, но, если

вы выполнили домашнее задание, заинтригованно в конце - покупая билет или

прося почитать сценарий. Вот ваш результат!

И единственное, чем вы действительно сможете завоевать продюсера, а следом и

зрителя - это… остроумием! Вся ваша работа: от названия, до закрывающих

титров должна быть ОСТРОУМНОЙ! Остроумной - не значит смешной! Острый ум!

Словно Жванецкий порой отмачивающий эдакую шутку - не смешно совсем, но вас

аж пронизывает от того, насколько глубокомысленно разыграли ваш ум! Так и вы

должны разыгрывать ожидания своего зрителя каждой строчкой!

Помните, написание сценария - как игра в шахматы: идея не в том, чтобы поставить

коня туда, куда он ходить не может, а в том, чтобы придерживаясь жестких,

структурных правил, дать игре новый разворот, неожиданную концовку, обхитрить

ничего не подозревающего соперника. Именно поэтому так много плохих

сценариев - начинающие неопытные сценаристы думают, что если они будут

"нарушать правила" и делать "ничем не ограничивающие их воображение ходы", то

смогут создать нечто новое. Это просто необразованность. К тому же это самое

простое! Вы не удивите гроссмейстера переставив фигуру на невозможное поле, а

лишь вызовете на его лице снисходительную улыбку, как смотрят на ребенка,

который еще и правил-то не знает.

Помните, когда все стоят в пробке, а какой-то "умник" объезжает затор по

обочине? Он-то, наверняка, уверен: "Вот какой я придумал хитрый ход! Никому

кроме меня такой план в голову придти не мог, как видно!" Вы тем временем

понимаете, что "гениальный" объезд по обочине был виден всем, а вот уважение к

правилам поведения на дороге никто не отменял. Не будьте "умником" с обочины -

это не умно.

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

7

К логлайну! Сейчас я дам вам отличный рецепт по его написанию:

Какой (какие) КТО (живя своей обычной жизнью) попадает/ввязывается во ЧТО, что

бросает героя(ев) КУДА.

Давайте разбираться. Три основных части:

1. Какой (какие) КТО (живя своей обычной жизнью)…

Не давайте имен, если это не знаменитая личность. Президент Линкольн - да.

Молодой журналист Джон - нет. Кто наш герой? Студент? Серийный убийца?

Котопес?

Какой этот человек? Максимум два слова, но его описание должно присутствовать!

Мы уже на уровне логлайна должны понимать с кем имеем дело. Причем одно из

двух слов может описывать внешний мир героя: "бедный", "профессиональный",

"болезненный", "успешный", а второе - внутренний: "неуверенный в себе",

"скромный", "прижимистый", "туповатый".

При этом начать знакомство нужно сразу с его проблемной стороны. В чем изъян

героя? Чего ему недостает? Потому что сообщая зрителю в чем трудности героя

мы сразу намекаем, через что ему придется переступить, чему его, и нас вместе с

ним, научит фильм. Несчастныйстудент обретет счастье, брошеннаясобака

найдет свой дом, а глупыйЖелезный Дровосек раздобудет мозгидля своей

консервной головы.

Естественно, избегайте клишевания и ненужных слов. В логлайне вообще каждое

слово наперечет! Не нужно описывать героя словами: "хороший милый студент" -

это нам ни о чем не говорит, а "хороший" и "милый" - вообще одинаковые слова в

данном контексте. Пишем интересно! "Завистливая божья коровка",

"протрезвевший дед Мороз", "революционно настроенные усы".

Отрывок "(живя своей обычной жизнью)" - это редкое дополнение, когда нам

недостаточно описательной информации КАКОЙ и мы вынуждены оговориться,

чтобы обосновать историю. Например логлайн Ромео и Джульетты мог бы

начинаться так: "Молодой мужчина и девушка, ЯВЛЯЯСЬ ДЕТЬМИ ВРАЖДУЮЩИХ

СЕМЕЙ…" Это важная информация для понимания истории, но впихнуть в два

описательных слова КАКОЙ мы ее не можем. Без проблем - бросим короткое

дополнение сразу после вступительных Какой КТО.

На счет "какой"-"какие" - тут просто: если герой один - тогда какой, даже если он

встречает другого персонажа, а потом третьего, а потом армию - все равно

история о нем одном. Если героев несколько и они воспринимаются как единое

целое - "братья близнецы путешествуют по Европе", "Элли, Тотошка и их верные

друзья идут к волшебнику Изумрудного города", "семейная пара теряет в

супермаркете сына" - тогда пишем о группе героев.

Нет логлайна - нет фильма.

Я лично допустил эту ошибку дважды! Сперва писал сценарий, затем подгонял под

него логлайн. И каков результат, можете предположить? А сколько я работал над

чужими сценариями, где логлайн был высосан из пальца по окончанию всех работ!

Я точно знаю о чем говорю, не допускайте моих ошибок!

Запомните простое правило: если вам не удается выкристаллизовать классный

логлайн, значит и фильм ваш будет размыт и неуспешен. Нет логлайна - нет

фильма!

И самое неприятное - обнаружить это после того, как все 110 страниц уже

написаны. Когда вы вдруг понимаете, что концепции нет - логлайн невнятен и вял.

Событий и сцен много, а к чему это все? Что стоит за историей? Винегрет. :(

Голливудский сценарий.

Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

Александр N

Из затемнения

Я родился в Петербурге, и много лет учился сценарному и режиссерскому

мастерству в Лос-Анджелесе. С детства я был покорен магией большого

голливудского кино. С друзьями мы смотрели по несколько фильмов в неделю и жарко обсуждали их по дороге из кинотеатра. Прямо как Мечтатели из культового фильма Бернардо Бертолуччи.

По прибытию в город Ангелов я обнаружил, что за каждой строчкой сценария, за каждым движением актера и дрожанием камеры стоит гораздо большая наука, чем я мог себе вообразить. И это не только жесткая структура, по которой развивается история, но и множество важных элементов, без которых фильм смотрится скучно, не интригует, не запоминается.Посмотрев на днях пару свежих российских фильмов я понял: у нас нет недостатка в талантливых писателях, они просто не обучены. Они пишут "интуитивно", нанизывая сцену за сценой "как пойдет", не изучив строжайшие законы ремесла.

Итог известен нам всем...

С 1994 по 2012 совокупные затраты российских картин составили $785 млн, а

совокупные сборы - $166 млн. Тогда как один только голливудский блокбастер "Аватар" принес своим создателям $2,782 млн при бюджете в $237 млн.

Единственный голливудский фильм превосходит прокат всего российского (не

советского) кино за всю его историю в 17 раз! Совершенно очевидно, что

сценаристы и режиссеры Лос-Анджелеса обладают какими-то знаниями, которые и

создают эту гигантскую разницу между полным провалом и рекордным успехом.

Так и есть, обладают! И эти бесценные знания вы держите сейчас в руках. Я собрал

самую современную информацию по сценарному мастерству, пропитанную

моментами, которые произведут революцию в ваших мозгах! На каждой странице

вы будете вскрикивать: "Это же так просто! Почему я раньше не знал об этом?!"

или "Я чувствовал это, просто не мог выразить словами! А потому не мог и

применить!"

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

Иногда меня спрашивают: "не боязно растить "конкурентов"? НЕТ! Я не только

хочу видеть на экране больше потрясающих, захватывающих, запоминающихся

историй, но и русские фамилии в титрах великих картин! В нашем кино полно

душевных людей, талантливых режиссеров, пылких страстями сценаристов! Это

главное!

Мы сразу уйдем от бесконечной бесполезной риторики вроде: "настоящий

сценарист слушает сердце", "секрет кроется в многократном переписывании",

"шутки должны быть смешными"! Вместо этого я в деталях разберу и объясню

сценарные ходы, которые РАБОТАЮТ! Я дам точные инструкции, на какой минуте,

что именно должно произойти, чтобы ваш зритель заплакал. Никаких "вокруг до

около" - все только по делу.

Ведь голливудский сценарий - это точно настроенная и сочно смазанная машина -

извлеките одну шестеренку и остальная часть механизма крутиться не будет.

Представьте себе часовщика, который вместо отчетливой схемы и точных расчетов

с хорошей долей планирования будет подставлять детали, подобранные на улице,

не сочетающиеся между собой, без понимания, чем движение механизма должно

увенчаться?

Но даже если вы имеете представление о структуре и принципах работы над

сценарием. В этой книге я приведу бесчисленное множество чрезвычайно важных

элементов, которые влияют на принятие фильма зрителем. Ответьте, почему

каждый персонаж пиксаровского (Pixar) или диснеевского (Disney) мультика

вызывает любовь на всю жизнь? А большинство героев российских фильмов (не

путать с советскими) либо забываются сразу, либо их хочется забыть как страшный

сон? Конечно, в Голливуде работают и над этой "влюбленностью", в Голливуде

есть наука на этот счет.

Короткий раздел "благодарностей" и мы готовы начинать. Великолепная и толстая

книга Джозефа Кемпбела (Joseph Campbell) "Тысячеликий герой" (Hero With a

Thousand Faces) не зря стоит в моей библиотеке. Роберт МакКи (Robert McKee),

который, к слову, неплохо обосновался в Москве с регулярными семинарами,

глубоко врезался мне в память своими буквально театральными постановками на

тему написания историй. Небезынтересная книга Вики Кинга (Viki King) "Как

написать фильм за 21 день" (How to Write a Movie in 21 Days) очень дисциплинирует

мозг и позволяет отбросить лишнее.

Но наибольшую ценность я почерпнул из книги Блейка Снайдера (Blake Snyder)

"Спасти кота!" (Save the Cat!) Именно его пыткий ум скомпоновал тонны

разрозненных знаний в строгие, понятные правила, многие из которых заставят вас

вскрикнуть от своей гениальности. На страницах этой книги я буду часто его

упоминать, бессовестно цитировать абзацами, а местами спорить и категорически

не соглашаться. Но его вклад в сценарное ремесло переоценить невозможно. К

чудовищному сожалению, Блейк в 2009-м году в возрасте 52-х лет оставил нас

одних. Этими строками я воздаю дань великому мастеру. Я горд, что уже после его

смерти мне повезло взаимосотрудничать с людьми из его ближайшего окружения.

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

Повторяя за своим личным кумиром - обаятельным толстым поваром по имени

Гюсто из восхитительного мультика "Рататуй", я утверждаю: написать сильный

запоминающийся сценарий может каждый! Каждый, кто посвятит себя науке,

изложенной в данной книге, каждый, кто наберется достаточно смелости для

этого. Если вы уже обладаете выдающимся писательским талантом, вам

достаточно будет перечитать ее пару раз, чтобы перейти на принципиально новый

уровень мастерства. Если же вы никогда не брали в руки пера, тогда берите его

смелее, в этой книге вы найдете все необходимое.

Кстати, если у вас возникнет жгучее желание поделиться новостями о собственных

сценарных достижениях, пишите мне прямо на почту: A@AlexanderN.ru - в обход

всех менеджеров, представителей и агентов. С удовольствием порадуюсь вместе с

вами! А еще, добавляйте во "френды" на Фейсбуке: facebook.com/AlexanderN.ru и

ВКонтакте: vk.com/AlexanderNru Я действительно искренне, по-честному жду

возможности пропустить по бокалу красного полусухого в русскоязычной

компании за пару часов до церемонии Оскар.

Название книги: "Голливудский сценарий. Как создать оскароносный сценарий и

продать его за $1,000,000". Я настаиваю, чтобы по ходу чтения вы определили

внятную, осязаемую цель и взялись за ее решение. Еще раз: нас ожидает минимум

пространной болтовни - все по делу: только то, что действительно РАБОТАЕТ!

Давайте прямиком и перейдем к тому, что работает!

Глава 1. О чем это?

И теперь мы заговорим о вещи настолько фундаментальной для современного

кино, что не понимая ее, вы и ваш фильм обречены. Эта простая концепция далась

мне не сразу, и если бы мое собственное обучение началось с нее, я бы сэкономил

несколько бесценных месяцев. Это настолько же важно, сколь понимание, что

здания строят с первого этажа - вверх, а не как-то иначе. И для того, чтобы

проникнуться этой концепцией мы попросим разъяснений у... вас.

Все верно, у вас! Итак, субботний вечер, вы с приятелем решили двинуться в кино.

"Чего там сейчас идет?" - спрашивает он и вы лезете в карман за своим айФоном.

Перед вами список фильмов, вы читаете вслух. В Доме Кино идет фильм "Офелия"

молодого пуэрториканского режиссера, а в Мираже - "Агент 007: сто первая

кровь". "Терпеть не могу тупой сериал про Бонда!" - восклицает ваш друг, -

"Особенно последний фильм про Гонконг!" Затем он делает паузу и добавляет:

"Поехали! Во сколько сеанс?"

Что произошло только что на ваших глазах?

И, действительно, выходя из театра вы оба будете плеваться и вспоминать родню

создателей фильма. Но в следующую субботу вы сделаете такой же выбор! И дело

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

не в том, что "хотелось посмотреть тупой фильм, расслабить мозг", мы сейчас не о

том, как вы пытаетесь оправдать свой выбор, мы о том, как вы его сделали.

Вы чрезвычайно неглупый человек, так почему же выбор пал на Бонда? Я даже

иначе спрошу: вы же, как человек чрезвычайного ума, понимаете, что выигрывает именно тот, кто завладевает выбором аудитории? И все же, как вы сделали

выбор?

Представьте себе, вы говорите приятельнице: "Вчера посмотрел новый фильм по

телику, называется "Джуно", обязательно посмотри!" Какой вопрос она вам

задает? Все верно!

- "О чем это?"

И не только ваша очаровательная знакомая задаст вам этот вопрос: приятель u1089 сиз

института, которого вы просите помочь со съемками, актриса школьного

драмкружка, которую вы видите в роли четвертого плана, продюсер, которого вы

поймали на выходе из студийной столовки - каждый из них задаст по одному

вопросу из списка ниже: "О чем это?", "о чем это?", "о чем это?"

И каждый день десятки тысяч начинающих и заслуженных сценаристов тащат в

продюсерские офисы свои лучшие истории, и каждый день получают десятки

тысяч копий одного и того же вопроса: "О ЧЕМ ЭТО?"

Голливуд кипит, продюсеры с головой в поисках новых сенсаций. Воздух в городе

Ангелов перегревается, но вернемся в вашу тихую новосибирскую комнату, где вы

с приятелем выбираете себе развлечение на вечер. Он задает вам точно тот же

вопрос, что и директор Варнер Брозерс Кристоферу Нолану, давайте произнесем

вслух: "О... ЧЕМ... ЭТО?" И если вы не смогли немедленно, буквально в течение

секунд ответить себе и приятелю на этот вопрос, кандидат в фильмы субботнего

вечера нарекается сочным ярлыком "Хрен знает" и больше никогда не будет

воспринят вами серьезно.

И не говорите потом, что "люди деградировали, что им жаль потратить минуту и

вчитаться в ваше короткое эссе на полторы странички, раскрывающее суть

задумки"! Вы с приятелем тоже не потратили и 20 секунд, немедленно остановив

выбор на фильме, о котором вы сразу можете дать быстрый и точный ответ "о-чем-

это?".

Теперь вы понимаете, почему 75% фильмов, выпускаемых сегодня большими

студиями - это сиквелы, приквелы, фильмы "по мотивам" и "на основе". Такие

называют "уже проданными", и вы можете сколько угодно плеваться от Человека-

паука, но произнеси я название новой серии, как вы в тот же момент точно знаете,

на что вы поставите свои 300 рэ. А готовы ли вы рискнуть этими деньгами, сделав

ставку на фильм, о котором вы ничего не знаете? Подумайте об этом! Аудитория

обладает такой же психологией! И тут она права!

Голливудский сценарий. Как написать оскароносный сценарий и продать его за $1,000,000

www.AlexanderN.ru AlexanderN.ru@gmail.com +7 (921) 951-1043 Александр N

И дело не в том, что кто-то где-то "тупой" или не хочет "чего-то понять". Все

массовые явления всегда объясняются истинными потребностями, а не

мифической "народной глупостью и ленью". Посудите сами: субботний вечер у вас

один, а конкуренция за ваше внимание разгорается нешуточная! Десяток фильмов

в кинотеатре неподалеку, спорт по телику, кофейня с друзьями и настольными

играми, театр и каток, сальса и ужин в ресторане.

И даже если выбор окончательно пал на кино, там, в кинотеатре,

многомиллиардные студии будут колесом ходить за ваши 300 рублей! Информации

стало так много, а времени так мало, что у вас, мой смелый писатель, будут лишь

мгновения, чтобы завладеть вниманием своего зрителя и с первого взгляда, с

первых строк дать четкий ответ на вопрос, который, я надеюсь, вам теперь будет

сниться... Давайте! Произнесите его вслух, хором, без моей помощи!

Глава 2. Логлайн

И вот вы до костного мозга прониклись концепцией из предыдущей главы и уже

готовы потратить свои одноразовые несколько секунд, чтобы взорвать мое

воображение убийственной презентацией! Но как это делаетс


porazhenie-kopitec-pri-nekrobakterioze.html
porazhenie-mindalin-pri-zabolevaniyah-krovi-alimentarno-toksicheskaya-angina.html
    PR.RU™