Понятия «устная речь» и «письменная речь»

— Мы живем в мире звуков и знаков. Как вы это понимаете?

— Знаки мы видим. А можем ли мы видеть звуки? Как мы их воспринимаем?

— Существуют понятия «устная речь» и «письменная речь». Если, к примеру, один Человек напишет письмо другому человеку, то какая это будет речь?

Все, что мы говорим, — это речь. Речь называется устной, по­тому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помо­щи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.

Месяц по небу гулял,

Звезды яркие считал.

Он Медведицу увидел И за тучку убежал.

О. Жиренко

(Учитель читает стихотворение, дети его повторяют несколько раз хором до полного запоминания.)

— О какой Медведице идет речь в стихотворении? (О созвездии Большая Медведица.)

— Названия каких звезд вы еще знаете?

То, что мы с вами сейчас говорили, — это устная речь. Но есть речь, которая содержится в книгах, газетах, написана, обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками пись­менной речи мы овладеваем в процессе обучения письму.

— Как вы думаете, с чего мы начнем обучение письму?

— Посмотрите внимательно на обложку Прописей и скажите, что на ней изображено? {Ответ. Название тетради — Про­писи, цифра 1, которая обозначает 1 класс, и указание, что это часть 1.)

— Откройте страничку Прописей, на которой внизу изобра­жена вот такая цифра.

(Учитель пишет цифру 3 на доске.)

— Вы видите все 33 буквы русского алфавита. Как они напи­саны? (Красиво, аккуратно, четко.)

— Обведите зеленым карандашом те буквы, название которых вы знаете.

— Те буквы, написание которых вам нравится больше всего, обведите синим карандашом.

— Так же красиво и вы будете писать к тому времени, когда мы полностью изучим «Азбуку». Вы хотите научиться писать?

— Отгадайте загадки.

4. Человечки сели в ряд,

Обо всем нам говорят. {Буквы.)

5. Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдает. (Карандаш.)

6. Белый зайчик прыгает

По черному полю. (Мел и доска.)

Как сидеть за партой

— Переверните страницу Прописей. Чем занят мальчик? Что делает девочка? Как они сидят за партой?

(Дети усваивают правила посадки, обращения с ручкой, ка­рандашом. На доске висит плакат «Правильно сиди при письме».)

— А теперь посмотрите на плакат, который все четыре года вашего обучения в начальной школе будет напоминать вам, как нужно сидеть за партой для того, чтобы сохранить здо­ровье (осанку и зрение). Почему это важно? Объясните.



Предметы для письма

(Учитель обращает внимание детей на то, что мальчика на картинке в Прописях окружают принадлежности для письма, которыми пользовались в старину, а вокруг девочки размещены письменные принадлежности, средства для письма последних десятилетий.)

Что изображено над головой мальчика? А перед ним? В ниж­ней части страницы? Что изображено справа от мальчика? Что находится слева от девочки? А справа? Что расположено внизу страницы?

Л теперь сравните: что вы видите в правой части страницы, 1 ia которой изображена девочка? Что расположено по отно­шению к вам в левой части страницы?

(Дети делают вывод: то, что у девочки находится слева, по от- ж имению к ним будет справа, и наоборот.)

1лще двадцать лет назад все документы печатали на печатной машинке, а теперь тексты набирают на компьютере. Кто из вас уже пользуется компьютером? Что вы умеете с его помощью делать?

Какие операции может выполнять компьютер?

— Понравился ли вам урок?

— Что вам запомнилось больше всего?

— Сделать вашу речь правильной и богатой вам помогут кни­ги. Прежде всего надо дружить с этими книгами, которые у нас на выставке. Что это за книги? {Словари.)

(Желательно на этом уроке подарить каждому ребенку книгу; книги заранее купит родительский комитет. Воспитание любви к книге начинается с первых уроков.)

Уроки 2, 3. Предложение

Задачи: познакомить учащихся с понятием «предложение»; развивать связную речь, умение составлять предложения из двух и более слов, быстро и точно находить слова для обозначения окружающих предметов и классифицировать слова, обозначаю­щие названия школьных предметов; формировать представление об устном народном творчестве.

Обучение УУД: умение выделять из устной речи предложение, называть основу предложения, распространять и упрощать пред­ложение; выполнять последовательно задания учителя, слушать и слышать других, различать формы устного ответа (ответ полный и краткий); контролировать себя.



Пропедевтика: понятия «классификация по общему признаку; модель предложения; главные члены предложения.

Ход урока 2

I. Включение в учебную деятельность

— Отгадайте загадку Аллы Кочерги ной. О ком в ней говорится?

Малышам — вторая мама,

Знаний даст она немало,

Научит всех трудиться,

Учиться — не лениться,

И считать, и писать,

И лепить, и рисовать. (Учительница.)

— На какой урок вы сейчас пришли? (Урок обучения грамоте и письму.)

— Кому нравится поднимать руку и отвечать на вопросы?

II. Актуализация знаний

— Как называется речь, если она записана? (Письменная речь.)

— Как называется речь, если она не записана? (Устная речь.)

— Для чего служит речь? (Ответ. Для общения, передачи ин­формации, выражения мыслей и чувств.)

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель сообщает, что на уроке дети будут учиться делить речь на части, писать новые элементы букв.)

IV. Работа по теме урока

Подготовка к восприятию

— Как вы думаете, всегда ли человек мог говорить?

Очень-очень давно человек мог передавать свои мысли только

жестами и отдельными звуками. Позже он придумал различные сочетания звуков для обозначения того, что он узнавал и создавал сам. На формирование речи человечеству потребовались сотни тысяч лет, а у вас заняло три года от момента рождения. К концу первого года жизни вы знали только несколько коротких слов: мама, папа, баба, дай, ам-ам и т. д. К трем годам — уже около ты­сячи слов. А теперь вы свободно разговариваете на любую тему.

— Спросите родителей и запишите ваши первые слова.

— Откройте «Азбуку» на с. 4. Расскажите, что вы видите. (Дети пришли в школу, их встречает учительница.)

— Какой день изобразил художник? (1 сентября, потому что дети нарядные, с цветами.)

— Какое у всех настроение? (Радостное.)

— Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)

Понятие о предложении

— Устная речь делится на части, которые позволяют пони­мать, о чем идет речь или о чем ведется разговор. Эти ча­сти называются предложениями. Как вы понимаете слово «предложение»?

Каждое предложение выражает какую-то мысль, какое-то со­общение, какую-то важную информацию. Вот, например, пред­ложение «Дети пришли в школу».

— Кто пришел в школу? {Дети.)

— Но, может быть, важно сообщить другое? Куда пришли дети? (В школу.)

Наше предложение можно расширить, т. е. добавить в него другие слова, дать дополнительную информацию: «Нарядные дети пришли в школу с цветами».

— А как предложение изображается графически?

(Учитель чертит на доске схему.)

— Это прямоугольник (как коробочка, а внутри слова). Об­ратите внимание на черточку вверху (будто кто-то носик из коробочки высунул). Кто заметил еще что-то рядом с прямоугольником?

— Верно, за ним стоит точка. А почему? (< hm < >ш> тачает конец сообщения.)

— Взгляните снова на с. 4 «Азбуки».

(Учитель объясняет детям значение условных знаков, знаков- помощников. Говорит, что если в знаке 3 звездочки, то нужно разделиться на группы, но не по 3, а по 4 человека. Затем учитель читает задания, дети их выполняют.)

— А теперь составьте предложения о солнце, о небе, о звездах.

— Что вы сейчас составляли? (Предложения.)

(Учитель выставляет на доску плакат «Режим дня».)

— Сколько картинок на плакате? (Шесть.)

— Составьте предложение по каждому рисунку. (/. Мальчик делает зарядку. 2. Ребенок умывается. 3. Мальчик расчесы­вает волосы. 4. Мальчик надевает куртку. 5. Мальчик пьет чай. 6. Ученик пишет в тетради.)

— Что вы подумали о мальчике, изображенном на рисунках? (Он аккуратный.)

— Вы высказали мысль. Значит, если мы высказываем мысль словами, получается что? (Предложение.)

— Внизу на с. 4 изображены предметы. Назовите их.

Почему они разделены на две группы? (Игрушки и учебные вещи.)

— Перечислите игрушки, изображенные на рисунке.

— А теперь назовите учебные вещи.

— Какие учебные вещи есть у вас в ранцах?

— Какие еще игрушки вы могли бы добавить?

— А какие учебные вещи вы добавите?

(Учитель проводит беседу о бережном отношении к школь­ным предметам и игрушкам.)

— Кто из вас может прочитать пословицу над рисунками?

(Пословицу читает учащийся, умеющий читать, или учитель.)

— Чему учит нас эта пословица?

V. Физкультминутка


poprobujte-eto-lyubim-sposobom-stante-nejtralnim-ko-vsemu-bezrazlichnim-esli-vi-za-vi-mozhete-dumat-esli-vi-protiv-vi-mozhete-dumat-esli-vi-ni-za-ni-protiv-to-o-chem-ostaetsya-dumat.html
poprobujte-to-chto-vi-nikogda-ne-delali.html
    PR.RU™