Понятия общения и межличностных отношений

“Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности: включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия восприятия и понимания партнера” [13,с 61]. Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми.

Виды и формы общения очень многообразны. Оно может быть непосредственным и опосредованным, включенным в контекст той или иной профессиональной деятельности и дружеским: субъект – субъектным или субъект – объектным.

Кроме этого в психологии выделяют типы общения:

1. Императивное общение

2. Манипулятивное общение

3. Диалогическое общение

Уровни общения:

· Примитивный

· Манипулятивный

· Деловой

· Игровой

· Духовный

В отечественной психологии существуют несколько подходов к пониманию общения. Принято исходить из принципа неразрывного единства общения и деятельности, а не сводить общение к одной из его сторон – либо к обмену информацией, либо к процессу взаимодействия, к влиянию одной общающейся стороны на другую, либо к процессу межличностной перцепции. В отечественной психологии принято положение, которое утверждает, что общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.

Классическое определение отношений личности принадлежит В.Н. Мясищеву. Отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира. Термин "межличностные" указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Межличностные отношения - это те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами, такое определение дает Т.Г. Богданова.

Ее дополняет определение В.Н. Кунициной. «Межличностные отношения - это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия». Наиболее общее определение понятию «межличностные отношения» дано Я. Л. Коломинским, который под данным термином понимает «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения» [11, с 35].Несмотря на большое многообразие определений межличностных отношений все они не противоречат друг другу, а дополняют друг друга.



Существенной особенностью межличностных отношений, по мнению многих авторов, является их эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Проблема межличностных отношений относится к области социально-психологической дисциплины. Центром внимания социальной психологии стала так называемая «малая группа» - социальное звено, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. В педагогической литературе принято употреблять в качестве синонима термин «коллектив», хотя в строгом научном понимании данные понятия не полностью тождественны. Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого (наивысшего) уровня социально-психологической зрелости. Важнейшим признаком понятия «коллектив» является характер связей между его членами..

В психологии существуют различные классификации межличностных отношений, так, например, А. В. Киричук делит межличностные отношения на три основные группы:

- Положительные отношения - симпатия, расположение, товарищество, доброжелательность, одобрение, помощь, сочувствие и т.д.

- Индифферентные отношения - равнодушие, черствость, безразличие и т.д.

- Отрицательные отношения - антипатия, осуждение, недоверие, подозрительность, грубость и т.д.

А. В. Киричук отмечает, что характер отношений в коллективе зависит от содержания и формы общения, от доброжелательного психологического климата в нем [6,с 42].



В.В. Абраменкова в зависимости от уровня межличностных отношений делит их на:

* функционально-ролевые - зафиксированные в специфических для данной культуры нормах поведения и реализующие себя в выполнении различных ролей (игровых или социальных);

* эмоционально-оценочные - проявляющиеся в предпочтениях, симпатиях и антипатиях и в различного рода избирательных привязанностях;

* личностно-смысловые - при которых мотив одного субъекта приобретает личностный смысл для другого.

Каждый человек занимает определенное место в системе межличностных отношений, которые он занимает в той или иной малой группе. Это так называемый, социометрический статус.

Социометрический статус - это один из основных факторов положения личности в подсистеме личных отношений, характеризуемый уровнем эмоционального предпочтения данного индивида по сравнению с остальными членами группы. Анализируя социометрические критерии, Я.Л. Коломинский подчеркивает, что социометрический статус измеряется числом полученных выборов. Чем больше сверстников выбирают данного индивида, тем выше его социометрический статус. Соотношение числа членов группы, получивших разное число выборов, квалифицируется как статусная структура личных взаимоотношений.

В исследованиях Н. Е. Гронланда обнаружено, что на социометрическое положение влияют, прежде всего, такие личностные факторы, как внешний вид, возраст, умственная одаренность, общительность, готовность помочь товарищу и прочее. Н.Е. Веракса говорит о том, что специфику межличностного восприятия детей и оценивание сверстников с точки зрения наличия положительных и отрицательных качеств во многом определяется полоролевыми особенностями. Девочки гораздо чаще, чем мальчики, оценивают друг друга положительно, в то время как мальчики склонны к большему количеству отрицательных взаимооценок [3, с 14].

В настоящее время в большинстве случаев применяется терминология, выработанная Х.Й. Лийметсом и И.П. Волковым. Термином «звезда» обозначают индивидов, которые получают наибольшее число выборов. По выражению Дж. Морено, эти люди «привлекают столько выборов, что они захватывают центр сцены, подобно звезде» [9, с 201]. Если количество выборов, полученное членом группы, находится ниже среднего уровня, его относят к категории «пренебрегаемых». К «изолированным» относят тех испытуемых, которые в эксперименте не получили ни одного выбора.

Высокий статус (предпочитаемый или звезда), отмечает Г. А. Карпова, является благоприятной ситуацией развития личности, поскольку он предоставляет положительные психологические условия: признание членов группы; положительную оценку окружающих, формирующую, в свою очередь, положительную самооценку; интенсивность личных контактов, обеспечивающих эмоциональную насыщенность жизни в данном коллективе. Низкий статус учащихся (изолированный или отвергаемый), считает Г. А. Карпова, тормозит или делает противоречивым развитие личности. Положение изолированности лишает индивида признания, внимания, эмоциональной теплоты. Это отрицательно сказывается на формировании внутреннего мира юного человека: складывается неадекватная противоречивая самооценка, повышается тревожность, постепенно формируется конфликтный или отчужденный стиль отношений с окружающими. Состояние изолированности опасно и в другом плане: учащийся не может, будучи отчужденным от коллектива, удовлетворить фундаментальную социальную потребность в общении и с неизбежностью ищет компанию на стороне, уходя из зоны педагогического внимания и помощи.

Одной из наиболее значимых для развития личности производной межличностных отношений является характер внутригруппового эмоционально-психологического климата. Н. П. Аникеева определяет для группы эмоционально-психологический климат как эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые отношения членов коллектива. Положительный эмоционально-психологический климат складывается из гуманистического отношения друг к другу, чувства удовлетворенности группой, эмоционального сопереживания коллективных событий, учтивого положительного настроя, свободы и активности личности при выражении мнений и принятии решений.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие общения и отношений переплетены между собой. Общение- это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, формируются и проявляются межличностные отношения. Отношения- это непосредственные связи, которые складываются в реальной жизни между мыслящими и чувствующими индивидами.


poperechnie-profili-osnovnoj-ploshadki-zemlyanogo-polotna.html
poperechnij-i-prodolnij-parallaksi-tochek-snimka.html
    PR.RU™