Понятия и показатели качества и конкурентоспособности

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в зна­чительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, ис­пользуемых на предприятии. В современных условиях конкурен­ция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Понятие качества продукции

Международная организация по стандартизации определяет каче­ство (ИСО 8402) как совокупность свойств и характеристик про­дукции, которые придают ей способность удовлетворять обуслов­ленные или предполагаемые потребности. Качество продукции формируется на различных этапах жизненного цикла продукции: исследование, проектирование, производство и др. Продукция считается отличного качества, если каждый этап жизненного цик­ла продукции выполнен на отлично.

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отве­чает условиям потребления независимо от того, какие специфиче­ские потребности ей предназначалось удовлетворять. По мере раз­вития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной.

Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т.е. качество не изменилось), но для потребителя эта про­дукция может быть неприемлемой.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вооб­ще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном мо­гут быть лучшие отечественные или международные образцы, тре­бования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе — «относительное качество», «мера качества»).

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентиру­ют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.



Следовательно, качество как экономическая категория — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупно­сти свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Показатели качества продукции

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или Эталонного, образца. Та­кими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции вы­делены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и техно­логичности; показатели унификации и стандартизации; эстетиче­ские показатели; экономические показатели и др.

В зависимости от потребности используется тот или иной по­казатель или группа показателей. Так, в целях безопасности экс­плуатации важен показатель безотказности и Надежности; эконо­мии финансовых ресурсов — показатель использования ресурсов; снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном со­стоянии—долговечность.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации — безотказность, ремонтопри­годность, долговечность и т.д.

Показатели технологичности —показатели, обеспе­чивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. П о к а з а т е л и стандартизации и унификации характеризуют насы­щенность продукции стандартными, унифицированными и ори­гинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подраз­делены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.



Экономические показатели отражают удобство экс­плуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с издели­ем выражается через комплекс антропометрических, физиологи­ческих и психологических свойств человека. Эстетические показа­тели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).

Показатели транспортабельности отражают сте­пень возможности транспортировки изделия различным транс­портом без нарушения его свойств. Патентно-правовые показате­ли характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продук­ции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции. Показатели без о па с но с т и определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Указанные показатели в совокупности создают базу для срав­нения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень.

Понятие конкурентоспособности

В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя со­вокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выраже­ние в акте купли-продажи. Конкурентоспособность товара ин­тегрированная характеристика товара, выражающаяся в его спо­собности быть предпочтительнее для покупателей, чем товары конкурентов, и вероятности быть проданными на рынке быстрее других и в большем объеме. Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность товара, являются следующие: техниче­ские (например, мощность, долговечность), эстетические (ди­зайн), экономические (цена на рынке, цена потребления), эколо­гические, организационные (условия и сроки поставки, условия гарантийного обслуживания и др.).

Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продук­ции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетво­рения общественным потребностям по сравнению с другими ана­логичными товарами. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в оп­ределенных условиях конкуренции.

Каждый покупатель приобретает тот товар, который макси­мально удовлетворяет его личные потребности. В целом покупате­ли приобретают тот товар, который более полно соответствует об­щественным потребностям по сравнению с другими. Поэтому сте­пень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособ­ность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от ка­чества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие ха­рактеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конку­рентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных потребите­лем. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкуренто­способен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внеш­нем, и наоборот,

Компаниям индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, Германия) достаточно добиться конкурентоспособности то­варов на внутреннем рынке, чтобы быть уверенными в возможно­сти сбыта своих товаров на внешнем.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широ­ких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздей­ствия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Показатели конкурентоспособности

Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с парамет­рами базы сравнения. За базу сравнения принимается либо по­требность покупателя, либо образец. Обычно образец — это анало­гичный товар, имеющий максимальный объем продаж на рассмат­риваемом рынке. Если сравнение конкурентоспособности товара проводится по наиболее предпочтительному параметру, то расчет единичного показателя конкурентоспособности можно проводить по формуле

где - gi- единичный параметрический показатель конкурентоспо­собности по i-му параметру; Пin — величина i-го параметра для ана­лизируемой продукции; Пin — величина i-го параметра, при кото­ром потребность удовлетворяется полностью. Если за базу сравне­ния принимается образец, то в знаменателе дроби следует поставить величину i-го параметра для изделия, принятого за образец.

Количественную оценку конкурентоспособности техники (например, машин и оборудования), имеющей наиболее значимый для покупателя параметр (например, производительность), рассчитанный на денежную единицу, можно рассчитать по формуле

где К — конкурентоспособность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, доли единицы; Эо — эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица; Эло — эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке; К1, К2, Кn — корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется экс­пертный метод оценки в баллах.

Показатель конкурентоспособности важен для проектирова­ния требуемых свойств изделия, установления цены, а также при решении других проблем.

Для оценки качества и конкурентоспособности изделий, по мнению специалистов, возможно применение балльной оценки, в соответствии с которой каждому качественному параметру изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в целом и избранной для оценки шкалы — 5—10—100-балльной.

К параметрам качества могут быть отнесены как технико-экономические параметры, так и эстетические, соответствие моде и др. Для расчета цены новой продукции можно использовать формулу

где Рн — цена новой продукции, ден. ед.; Рσ— цена базовой про­дукции, ден. ед.; Бσ — сумма баллов, характеризующих параметры качества базовой продукции; — сумма баллов, характеризую­щих параметры качества новой продукции; Рσ/Бσ — средняя цена одного балла, характеризующего параметры качества базовой про­дукции.

Конкурентоспособность организации

Конкурентоспособность организации — способность организации проектировать, производить и реализовывать, товар лучше, чем кон­куренты. В понятие конкурентоспособности организации включа­ют интеграцию всех технических, технологических и управленче­ских решений для достижения поставленной цели. Конкурентоспо­собность организации является необходимым условием получения и увеличения прибыли от продажи товара, производимого на пред­приятии. Учитывая, что целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, обеспечение конкурентоспособности организации полностью согласуется с этой целью, является неотъ­емлемой частью общей политики предприятия и может выражаться в следующем:

• повышении эффективности и рентабельности;

• производстве продукции и услуг, полностью отвечающем требованиям потребителя;

• увеличении доли рынка;

• уменьшении себестоимости производства и реализации про­дукции;

• стабилизации уровня качества.

Добиться обозначенных целей конкурентоспособности воз­можно, если предпринимать целенаправленные действия по регу­лированию всех факторов, воздействующих на конкурентоспособ­ность. .

В настоящее время отсутствует общепринятая методика оцен­ки конкурентоспособности организации. В то же время, учитывая большое количество факторов, влияющих на объект исследова­ния, анализ конкурентоспособности организации необходимо рассматривать комплексно и системно.

Цель системного анализа предприятия — установление факто­ров повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров пу­тем повышения эффективности и устойчивости функционирования организации и условий внешней среды. В условиях кризисной си­туации проведение такого анализа даже более необходимо для при­нятия стратегических решений, чем в условиях стабильной эконо­мики. Этапы проведения системного анализа могут включать:

• качество стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возмож­ностей (SWOT-анализ);

• анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчи­вости функционирования основных конкурентов;

• анализ конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитре­стовского) законодательства, формы (структуры) и силы конку­ренции в отрасли;

• анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры дан­ного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию;

• анализ показателей качества, качества сервиса, инфраструк­туры рынка;

• анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственно­го менеджмента, тактического маркетинга, установление их сла­бых и сильных сторон;

• анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, нов­шеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом;

• анализ эффективности использования ресурсов и рентабель­ности производства;

• анализ финансовой устойчивости функционирования орга­низации.

Задачей каждого этапа является выявление количественных или качественных показателей, влияющих непосредственно на конкурентоспособность продукции. Между каждым этапом следу­ет устанавливать величину и силу связи показателей этапа и харак­теристик или показателей конкурентоспособности продукции.

Системность и комплексность подхода к управлению качест­вом продукции и достижение высокой степени конкурентоспособ­ности на мировом рынке может быть обеспечено путем эффектив­ного функционирования систем менеджмента качества, базирующейся на международных стандартах.


ponyatiya-o-besplodii-i-yalovosti-selskohozyajstvennih-zhivotnih-organizaciya-meropriyatij-po-profilaktiki-besplodiya-i-yalovosti.html
ponyatiya-o-kompleksnih-i-polnih-soprotivleniyah-elektricheskoj-cepi.html
    PR.RU™