Понятия: «двигательное умение», «умение высшего порядка». Физиологические обоснования формирования двигательного умения и двигательного умения высшего порядка.

В процессе физического воспитания занимающихся обучают различными двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, в целях познания закономерностей движения своего тела.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык и умение высшего порядка.

Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Умение высшего порядка – выполнение двигательных действий автоматически, без непосредственного контроля сознания, включение только тех групп мышц, которые обеспечивают двигательное действие.

16. Домашние задания. Их целевая направленность. Контроль и самоконтроль за выполнением домашних заданий учащимися.

Домашние задания по физической культуре учитель должен записывать в плане-конспекте. Указываются те задания, которые даются для всего класса или группы учащихся. Они записываются в заключительной части урока. Однако учитель может давать и проверять их в любой части урока.

Для определения дозировки упражнений домашних заданий учитель руководствуется нормативными требованиями, которые предъявляет к учащимся данного возраста учебная программа. При этом обязательно учитывается состояние здоровья, показатели физического развития и двигательной подготовленности каждого конкретного учащегося.

Для успешного выполнения и применения домашних заданий необходимо соблюдать ряд условий:

1. Добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств, которых они должны достичь в своем возрасте.

2. Убедить учащихся в практической пользе домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры.

3. Умело выделять главное, над чем и в какой период работать тому или иному ученику.

4. Основательно изучить с учащимися на уроке материал домашних заданий.

5. Уметь определить степень воздействия применяемых упражнений на организм школьников, знать способы правильного регулирования этого воздействия.



6. Обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом упражнений.

7. Обучать учащихся правильной терминологии, научить их пользоваться ею при записи домашних заданий.

8. Обязательно сообщать учащимся сроки проверки домашних заданий.

9. Фиксировать домашние задания в годовых планах прохождения учебного материала.

10. Не рекомендуется давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих условий и страховки.

Домашние задания призваны увеличить недельный двигательный режим школьника, поэтому выполнять их рекомендуется не реже двух раз в неделю продолжительностью от 15 до 35 минут. Этого недостаточно для формирования навыков, так и для развития качеств. Домашние задания лучше осуществлять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

В целях рационального внедрения домашних заданий необходимо провести работу с родителями, ознакомить их с особенностями домашних заданий по физкультуре, привлечь к созданию условий регулярных заданий физической культурой для их детей. На родительском собрании следует познакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе их детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно-гигиенические условия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий. Родителей учащихся следует проинформировать о том, что домашние задания лучше всего делать в перерывах между подготовкой уроков по другим предметам. Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, в сумме не должно превышать 20-30 минут.

Домашние задания могут быть индивидуальными, групповыми и для всего класса. Физические упражнения подбираются и меняются в зависимости от усвоения учащимися учебного материала. Срок выполнения общеразвивающих упражнений и комплекса физкультминуток устанавливается в среднем в один месяц. В конце срока проводится итоговая проверка всех учащихся и дается видоизмененный комплекс (заменяется 2-3 упражнения) на следующий промежуток времени.



Польза от домашних заданий будет большей, если учитель добьётся не только их систематичности, но и постоянного в разных формах контроля.

Контроль осуществляется на уроках. Это проверка правильности выполнения упражнений, определение сдвигов количественных показателей, выявление степени повышения уровня физической подготовленности конкретного ребенка.

Существуют различные способы проверки домашних заданий:

Фронтальная проверка: так можно проверять несложные упражнения утренней гимнастики, некоторые акробатические элементы.

Выборочная проверка, когда проверяется выполнение домашних заданий отдельными учащимися. Ее можно проводить по ходу урока, не останавливая учебного процесса, или специально обратить внимание всех ребят на ошибки и положительные стороны при выполнении упражнений домашних заданий отдельными учащимися.

Проверка в парах, при которой каждый ученик оценивает выполнение домашнего задания у своего товарища.

Коллективная проверка - выполнение домашнего задания одним из учащихся или каждым учеником оценивает весь класс.

Проверка домашних заданий ответственным за это учащимся.


ponyatiya-i-klassifikaciya-vidov-mehanicheskoj-asfiksii.html
ponyatiya-i-osnovnie-elementi-grafika.html
    PR.RU™